Главная страница » Власти рассмотрят запрет на авторизацию на российских сайтах через Gmail

Власти рассмотрят запрет на авторизацию на российских сайтах через Gmail

от admin

От российских владельцев сайтов могут потребовать проводить авторизацию пользователей только через российские e-mail. С 2025-го действует запрет на иностранные адреса при регистрации, но он не касался уже зарегистрированных юзеров

Проект второго пакета мер по борьбе с кибермошенниками, который сейчас разрабатывает правительство, предполагает внесение изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно инициативе, все российские юрлица— владельцы сайтов при использовании авторизации пользователей на своем ресурсе с помощью адреса электронной почты должны будут применять только адреса, созданные с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне. Это означает, что авторизация, например, через почту на сервисе Gmail от Google использоваться не может. Копия обсуждаемого документа есть у РБК, его подлинность подтвердили несколько участников рынка.

В тексте поправок оговаривается, что правительство может установить исключения, но детали не приводятся.

С 1 января 2025 года в России вступил в силу запрет на регистрацию на отечественных сайтах с помощью иностранной почты, но он не затрагивал тех, кто уже зарегистрирован на российских сайтах с использованием иностранных почтовых адресов.

Второй пакет мер против кибермошенничества разрабатывается в продолжение первого пакета, принятого весной этого года,— он включал запрет на использование мессенджеров для сотрудников госорганов, банков и операторов связи при взаимодействии с клиентами; требование маркировать звонки от организаций, блокировать рекламные и спам-звонки и другое.

Представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко не стал комментировать конкретные положения, которые включает второй пакет. Он лишь отметил, что в него войдет больше десятка мер, в том числе по регулированию оборота банковских карт, созданию правовых инструментов контроля рынка сделок с недвижимостью, ответственности за применение искусственного интеллекта (ИИ) при совершении правонарушений, а также ответственности за незаконный оборот SIM-карт. Пока документ находится на межведомственном согласовании и может меняться с учетом предложений ведомств и отрасли, подчеркнул представитель аппарата.

Пока рано говорить о том, войдетли та или иная мера в итоговую версию законопроекта, подчеркнул представитель Минцифры. «Все инициативы обсуждаются с отраслью и заинтересованными ведомствами. Сейчас документ на межведомственном согласовании и может быть изменен»,— отметил он.

По данным оператора мобильной связи Yota, по итогам девяти месяцев 2024 года доля российских игроков в трафике почтовых сервисов выросла до 69% с 55% за год до этого. Но самым популярным почтовым сервисом в стране был Gmail. Абсолютных показателей в Yota не приводили— лишь отмечали, что за год число пользователей этого сервиса выросло на 19%, хотя их активность снизилась на 10% по сравнению с предыдущим годом. На втором месте по популярности была «Яндекс Почта», аудитория которой выросла на 35%, а активность на 10%, на третьем— «Почта Mail» (рост числа пользователей в 4 раза, а потребляемый ими трафик увеличился в 2,5 раза). У сервиса Microsoft Outlook число пользователей снизилось на 12%, а трафик— на 59%.

По мнению директора по продукту доменного бизнеса «Руцентра» Марины Брик, переход на российские почтовые сервисы (Mail.ru, «Яндекс») может вызвать неудобства у пользователей, привыкших к Gmail, но полного отказа от зарубежных сервисов не требуется: можно завести дополнительный ящик в зоне.ru и настроить переадресацию. Основной сложностью при переходе, по ее словам, станет перенос контактов. Многие сайты сейчас разрешают авторизацию через Gmail, но по новым правилам потребуется указать дополнительный e-mail на.ru, сказала Брик, отметив, что в качестве альтернативы можно использовать вход по номеру телефона. Для мобильных приложений из App Store / Google Play правила не меняются— можно использовать любые почтовые сервисы, уточнила эксперт.

Большинство компаний, особенно крупных, легко адаптируются к новым требованиям, говорит Брик. По ее словам, им потребуется добавить поле для ru-почты в формах регистрации. «Малому бизнесу понадобится больше времени на доработки, но технически это несложно. Основные сложности будут связаны с изменением привычек пользователей»,— уверена Брик.

Изменения в законодательстве направлены против мошеннических действий, а не против пользователей Gmail, заверил Константин Анисимов, гендиректор российского облачного провайдера AstraCloud (входит в ГК «Астра»). «Основная проблема заключается в анонимных почтовых сервисах, которые позволяют создать временный e-mail без подтверждения личности. Мошенники используют такие адреса для регистрации на хостинговых платформах, получают проверочный код и подтверждают e-mail, после чего могут совершать мошеннические действия. Когда Роскомнадзор реагирует, хостинг блокирует сайт, и реальные контактные данные мошенника отсутствуют»,— пояснил он.

Источник

Вам также может понравиться