«Газпрому» могут помочь избежать дополнительной налоговой нагрузки в связи с прощенными долгами Nord Stream 2 AG. В мае оператор газопровода «Северный поток-2» достиг мирового соглашения с кредиторами, детали которого неизвестны
Минфин подготовил поправки в налоговое законодательство, принятие которых поможет «Газпрому» избежать дополнительной налоговой нагрузки, связанной с задолженностью швейцарской «дочки» компании— Nord Stream 2 AG (оператор газопровода «Северный поток-2»). Изменения, с текстом которых ознакомился РБК, планируется внести в уже рассматриваемый и принятый в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации».
В частности, предлагается дополнить перечень того, что понимается под определением «безнадежный долг», то есть нереальные к взысканию долговые обязательства. Таковыми может быть признана «задолженность по процентам по долговым обязательствам иностранной организации, которые признаны в составе дохода». Дополнительно устанавливается, что выплата налогов с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не производится налоговым агентом этих организаций, если такими доходами является прощенный долг по процентам. Однако и в том, и в другом случае одновременно должны выполняться ряд условий:
- прощение задолженности происходит на основании соглашения, утверждаемого судом в иностранном государстве в рамках финансового оздоровления такой иностранной организации; заимодавец (налоговый агент) и заемщик (иностранная организация) входят в одну международную группу компаний; в отношении иностранной организации действуют запретительные и ограничительные меры, введенные с 2022 года иностранными государствами, экономическими, политическими, военными или иными объединениями стран, международными финансовыми и другими организациями.
Проект поправок в понедельник, 30 июня, был рассмотрен и одобрен на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, рассказал источник РБК в правительстве.
«Проект поправок подготовлен в целях недопущения дополнительной налоговой нагрузки ПАО «Газпром» в связи с задолженностью швейцарской компании «Норд Стрим 2 АГ»,— говорится в материалах к поправкам.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства, «Газпрома» и Nord Stream 2 AG.
О каком урегулировании долга идет речь
Запуск «Северного потока-2» в работу так и не состоялся, сначала по причине долгой сертификации, затем— из-за ужесточения санкционного режима в отношении проекта в начале 2022 года. А после подрывов на «Северных потоках» в сентябре 2022 года рабочей осталась только одна из ниток «Северного потока-2». Генпрокуратура тогда возбудила дело об акте международного терроризма. Теперь правительство Германии планирует скорректировать законодательство, чтобы не допустить ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2» в будущем, сообщал Der Spiegel.
При этом весной 2022 года началась процедура банкротства Nord Stream 2 AG, поскольку из-за санкций США компания не могла соблюдать свои долговые обязательства. Суд тогда предоставил иностранной «дочке» «Газпрома» временный мораторий на выплаты кредиторам, который неоднократно продлевался. В мае 2025 года было объявлено о мировом соглашении между оператором «Северного потока-2» и его кредиторами, которое утвердил суд швейцарского кантона Цуг. Детали договоренностей не разглашались. Позднее «Газпром» заявил, что решение вступило в силу, а мораторий на банкротство организации прекращен.
Как будут действовать поправки
По словам профессора кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве России Михаила Юмаева, долг Nord Stream 2 AG по процентам должен учитываться в доходах «Газпрома». Это происходит по ряду обстоятельств. Во-первых, Nord Stream 2 AG является дочерней компанией «Газпрома», а согласно международным стандартам финансовой отчетности, проценты по займам между связанными сторонами должны отражаться в консолидированной финансовой отчетности, даже если они не были фактически выплачены. Во-вторых, утверждение мирового соглашения формально признало задолженность, включая проценты, в составе обязательств швейцарской компании.
Однако в случае прощения долг Nord Stream 2 AG по процентам перед «Газпромом» является доходом швейцарской компании, замечает партнер адвокатского бюро «Астериск» Федор Закабуня. Поправки в Налоговый кодекс в таком случае позволят «Газпрому» не платить налог на прибыль с безнадежных долгов Nord Stream 2 AG, если выполнены оговоренные условия, дополняет доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финуниверситета Алексей Костин. «Если долг признается безнадежным, но ранее был учтен в доходах, это ведет к возникновению налоговых обязательств. Поправки Минфина в этом случае направлены на исключение двойного налогообложения в подобных ситуациях, поскольку оптимизируют налоговую базу для международных групп компаний, позволяя не платить налог с доходов по списанным долгам, если выполнены определенные условия— судебная реструктуризация, санкции и так далее»,— заключает Юмаев.
Обсуждаемые изменения при этом не должны касаться иностранных заемщиков Nord Stream 2 AG, считает Закабуня. «Вероятнее всего, они коснутся только «Газпрома» и входящих с ним в группу российских юридических лиц, которые предоставляли финансирование Nord Stream 2 AG и которые моглибы выступать налоговыми агентами по обязательствам компании»,— полагает он. «Реструктурированные долги Nord Stream 2 AG перед иностранными кредиторами (Wintershall DEA, Shell и др.) не являются прямыми доходами «Газпрома»,— добавляет Костин. Однако они все равно могут влиять на его финансовые показатели, замечает он.
При этом поправки могут коснуться не только «Газпрома», говорит Закабуня. Изменения могут действовать и для «любых иных российских компаний, предоставляющих заемное финансирование иностранным лицам, входящим с ними в одну группу», заключает эксперт.